Климат: рычаг цивилизации или заступ могильщика?
Обыватель ругает погоду. Общественность озабочена метаморфозами климата. А ученые-климатологи сдержанны: изучили прошлое, констатируют настоящее, предвидят будущее. Почему наши сетования на аномальные зимы и весны оставляют этих людей безучастными? Отчего модные дебаты о глобальном потеплении вызывают у них рвотный рефлекс? Почему, потревоженные вопросами климатическими, они бодро переключаются на иные - геополитические, экономические и религиозные? Трудное счастье гарамаитов.
Все началось невинно. Изучая цивилизацию гарамантов (Ливия), профессор установил, что ее расцвет около 3000 лет назад пришелся на время чудовищного катаклизма: земной рай превратился в пустыню, и люди скучились у немногих сохранившихся озер. Трудные времена вынудили их к сотрудничеству и созданию сложных структур для защиты городов.
Дальше - больше. Профессиональным взглядом Брукс окинул всю историю цивилизации и констатировал: катаклизмы только стимулировали ее развитие. Не будь их, люди еще сидели бы на деревьях или занимались собирательством, не покушаясь ка технический прогресс. ' То есть цивилизация - не следствие планомерного движения вперед, а лишь "побочный продукт необходимости приспособиться к катастрофическим изменениям климата".
Фестиваль науки в Норвиче, осчастливленный его докладом, замер в недоумении.
Наш ответ "Керзону" Есть такая молодая наука - палеоклиматология, наука о климатической истории. Статус она обрела в 80-х годах XIX века, а своего преданного паладина - в сегодняшней России. Доктор технических наук, профессор МЭИ^ глава Лаборатории глооальных проблем энергетики Владимир Клименко пишет книги, выступает с лекциями. Горячие головы, рассуждающие о таянии полярных льдов, об остужении Гольфстрима, установлении в Европе аляскинской погоды, перемещении полюсов и зловредном действии человека на породивший его мир, усилиями доктора Клименко получают холодный душ. "Сенсационная'' теория Брукса гармонично вписалась в систему многолетних российских наблюдений. Ученые пришли к схожим выводам, хотя один шел от истории человечества, а другой - от истории климата.
Голодного мозги и ноги кормят.
Пришли иные времена-в эпосах всех народов мира сохранилась добрая память о золотом веке. Этот период, длившийся примерно четыре тысячи лет, получил название климатического оптимума: природные условия были исключительно благоприятны, температура - на 1-1,5 градуса выше современной. Однако между VI и IV тысячелетиями до н. э. вновь произошла катастрофа: в силу естественных изменений в орбите Земли снизилась активность муссонных ветров, климат стал суше, население вновь двинулось туда, где водные ресурсы и плодородная почва были доступны. С этим периодом связано возникновение ранних цивилизаций Африки, Месопотамии, Южной Азии, Китая и Латинской Америки. Похолодание пошло на спад, но не без следа: до него древние китайцы собирали по три урожая в год; теперь это стало невозможно - пришлось увеличить площадь обрабатываемых земель, понадобились новые, более прочные орудия. Бронза сменилась железом.
Тепло неоднократно сменяется холодом - и вот в холодном VI веке до н. э. появляется наиболее древняя из мировых религий - буддизм, зарождаются зороастризм и джайнизм; Конфуций (VI-V века до н. э.) закладывает основы китайского миропонимания; античное искусство Греции переживает расцвет века до н.э.)
Под черным небом Юстиниана.
Ухудшение климата сопровождалось не только похолоданиями, иногда катастрофой была засуха. Случались и более основательные катаклизмы. По мнению британского журналиста Дэвида Кейса, гибельными для античного мира стали 535-536 годы н. э. "Солнце, по свидетельству Прокопия, почти весь год скудно источало свет, померкнув, словно луна, и происходившее напоминало затмение". Оно светило, но не грело не только над Византией. В Месопотамии нередок был снег. В Аравии голод (следствие засухи) сменился наводнением, в Китае, напротив, установилась великая сушь. Жизнь либо агонизировала, либо замирала: анализ годовых колец, проделанный дендрохрокологом Майком Бе или (Белфастский университет), свидетельствует: в 536 году дубы в Ирландии перестали расти. Аналогичные результаты принесли исследования, проводившиеся в Швеции, Финляндии, калифорнийской Сьерра- Неваде и Чили.
"Помрачение" солнца наблюдалось во всей ойкумене - загрязнение атмосферы носило глобальный характер. Скорее всего, виновником бедствия было извержение, произошедшее на периферии тогдашней цивилизации, а потому не получившее документального подтверждения. Кейс грешит на индонезийский вулкан Кракатау.
Удержимся от выводов - приведем факты. Массовые эпидемии, переселение степных племен на запад, гибель ряда держав в Центральной и Южной Америке, триумф англосаксов, не встретивших сопротивления в Британии, завоевание франками практически всей Галлии, возвышение Парижа, упадок традиционных центров Средиземноморья, возникновение и стремительное распространение ислама... Неужели все эти события совпали с климатической катастрофой середины VI века? И стоит ли таким же совпадением объяснить то, что средневековый климатический максимум сменился затяжным похолоданием эпохи Возрождения?
Пора отметить, что периоды климатического "облома" (похолодание, засухи) сопровождались творческим и техническим взрывом, а времена благополучия (тепло и сыро) характеризовались стагнацией. Грубо говоря, если Рим благоденствует - на окраинах империи народ спекается от жары и голода, бодро поднимается и в борьбе с могучей, но пресыщенной империей побеждает.
Кто виноват - понятно.
В очередной раз Европу залихорадило в конце XVIII века. В июне 1783-го началось извержение двух исландских вулканов: Геклы и Лаки. Вулканическая пыль и ядовитые пары понеслись к Европе, в Северном полушарии резко похолодало. Нюрнбергские газеты отмечали, что летом на солнце впору было смотреть невооруженным глазом. Пошли холодные и неурожайные годы, взлетели цены на хлеб, Мария-Антуанетта произнесла свою историческую фразу о пирожных, Франция пофузилась в пучину революций. Виноваты были все: и сладкоежки-короли, и крутоголовые просвещенцы, а всего более - исландские вулканы.
Пора бы ученым разложить, помимо историко-географических карт, и карты климатические. Предположить (хотя бы!), что климат влияет на нормы морали и поведения; помыслить, что его изменение (пусть не мгновенно) приводит к перемене ментальности человека, а то и конфессиональной принадлежности. Нет? А почему в высоких широтах живут по преимуществу протестанты, в засушливой зоне - мусульмане, а в экваториальной - почти исключительно последователи анимистических верований?
И что же теперь делать?
По-хорошему - ждать, в любом случае - думать. В ближайшие пятьдесят лет температура повысится так же, как в последние сто Двадцать, пик придется примерно на 2200 год. Избежать этого не удастся - роль антропогенных факторов в судьбе планеты сильно преувеличена. Плохо будет далеко не всем: для России Украины этот период климатически обещает быть очень благоприятным, что и настораживает, Потепление приведет к иссушению огромных пространств в Восточной Европе, Сибири и Северной Америке. Тамошнее население, оказавшись под ударом стихии (и сообразуясь с историческим прецедентом), может принять на себя духовную и интеллектуальную миссии, оставив "благоденствующие" государства разлагаться. Собственно, это и страшно - недавний распад мы пережили весьма болезненно. А если это не конец?
Затем наступит очередное похолодание. И оно будет долгим. Все естественные факторы говорят в пользу этого сценария. Рассчитали, что и очередной супервулкан грохнет вот-вот. Профессор Клименко утверждает, что по астрономическим часам "мы живем в самом конце очень короткого межледникового периода. Сейчас - без пяти двенадцать".
Что ж, погреемся напоследок, оставим потомкам увлекательные мемуары. Впрочем, у них на чтение, возможно, и времени не останется: в условиях научно-технического прорыва и суровой холодрыги придется покрутиться!
Ф.Грищук "Интересная газета. Загадки цивилизации" №21 2008 г.