Талос: древнегреческий робот
Многим знакома фигура бронзового великана Талоса благодаря фильму «Ясон и аргонавты», в котором использовались потрясающие спецэффекты Рэя Харрихаусена. Но откуда же появилась легенда о Талосе и не является ли он первым в истории роботом? Действительно, в мифах и легендах Крита содержится несколько версий о происхождении Талоса. После того как Зевс похитил Европу и отправил ее на Крит, он подарил ей три вещи, демонстрирующих его любовь, одной из которых был гигантский бронзовый робот Талое. Подругой версии, великана выковали Гефест с Циклопом и подарили его царю Крита Миносу. Согласно еще одному мифу, Талое был сыном Креза и отцом Феста, или же братом Миноса. Вероятно, это был бык, образ которого люди связывали с Минотавром из критского лабиринта. Аполлоний Родосский в «Аргонавтике» говорит, что «он был породы людей из бронзы, из ясеневого дерева, последний уцелевший из сыновей богов».
Ясон и аргонавты столкнулись с Талосом, когда, добыв золотое руно, плыли домой и по дороге высадились на Крите. Великан держал корабль «Арго» в бухте, бросая в них огромные валуны, которые отламывал с отвесных скал. Медея, сопровождавшая Ясона, при помощи магии отражала разрушительные удары Талоса. Легенда гласит, что «все его тело, все члены были бронзовые и неуязвимые; лишь под одним сухожилием на лодыжке была кроваво-красная жилка, и эту жилку, в которой заключалась жизнь его и смерть, покрывала тонкая кожица». Тонкий гвоздь не давал вытечь божественному ихору (маслянистое вещество, которое принято считать кровью богов), позволявшему металлическим конечностям двигаться. Это было единственное уязвимое место на его теле. В «Аргонавтике» рассказывается, как Медея заколдовала великана своим пронизывающим взглядом, а затем пением вызвала кер (духов смерти). Талое попытался забросать камнями воющих духов, но случайно зацепился за острый камень уязвимым местом и рухнул на землю. Божественный ихор вытек как расплавленный свинец. По другой версии, Медея заколдовала бронзового человека и обманула, сказав, что даст ему секретное снадобье, которое сделает его бессмертным, если он позволит ей остановиться на острове. Талое согласился и выпил зелье, которое мгновенно его усыпило. Тогда Медея вытащила из его пятки бронзовый гвоздь и великан умер.
Еще одна версия гласит, что аргонавт Пеант (отец Филокте-та, принимавший участие в Троянской войне) попал в вену великана стрелой, и когда Талое погиб, «Арго» спокойно причалил к берегам Крита. В критском городе Фесте были найдены монеты IV — III вв. до н. э. с изображением Талоса. На краснофигурном кратере (вазе) конца V в. были изображены братья Диоскуры (боги-герои Кастор и Поллукс), которые поддерживают умирающего Талоса, а Медея в восточном одеянии стоит в стороне перед кораблем «Арго» с расшитым мешочком в руках (вероятно, в нем находились ее волшебные зелья и снадобья).
Легенда о бронзовом критском человеке трактуется по-разному. Надо сказать, что миф о Талосе напоминает предание об Ахиллесе, которого во время Троянской войны постигла та же участь. Следовательно, в основе обеих легенд могут лежать одни и те же источники. С точки зрения политической истории Талое олицетворяет минойский флот, вооруженный оружием из металла. Когда войска материковой Греции в лице аргонавтов с корабля «Арго» победили Талоса, Крит утратил господство и контроль над греческим миром переместился в материковую часть Греции. Или, возможно. Талое символизировал минойских стражей, охранявших гавани Крита от одолевавших остров пиратов. Существовало три наблюдательных пункта, из которых патрули выходили в дозор. Поэт Роберт Грейвз считает, что единственная жила Талоса связана с тайной древнего производства бронзовых изделий. Они изготовлялись методом «cire perdue» (с потерянным воском). Сначала из глины лепили модель и заливали ее воском. Затем покрывали глиняной формой с отверстиями. После нагревания воск вытекал через дыры (отсюда название метода), а в образовавшуюся пустоту заливался расплавленный металл.
Гипотеза на религиозной основе появилась после того как были обнаружены каменные печати около 1500 г. до н. э. с изображением богини или жрицы, плывушей на лодке к морским усыпальницам, что напоминает движение бронзового воина вокруг острова. Как говорилось выше, «талое» означает солнце, поэтому Роберт Грейвз предположил, что Талос-солнце действительно обходил остров вокруг один раз вдень. Поскольку Талое — бронзовое изображение солнца, его еще называли тельцом (быком), а критский год поделен натри сезона, посещение деревень трижды в год могло означать процессию царя Солнца, надевшего ритуальную маску быка.
Согласно другой теории, Талое был первым управляемым роботом в истории. Было подсчитано, что если Талое обходил Крит трижды в день, то его скорость составляла 155 миль в час. Сторонники этой гипотезы утверждают: когда великана ранили в ладыжку, вместо крови из тела потекло нечто, напоминавшее расплавленный свинец. В целом, греки создали немало устройств, которые чаще всего использовались в театре и религиозных церемониях. В истории сохранились свидетельства о примитивных древних роботах. В 350 г. до н. э. величайший греческий математик Архит построил механическую птицу, наподобие голубя, который двигался за счет переменных потоков воздуха. Это был один из первых опытов полета в истории, а возможно, и древнейшая модель аэроплана. В 322 г. до н. э. древнегреческий философ Аристотель, вероятно предвидя развитие робототехники, писал: «Если каждый инструмент, когда ему скажут или даже благодаря свойственной ему согласованности, сможет выполнять работу, которую ему подобает выполнять... тогда не будет нужды ни в подмастерьях для мастеров, ни в рабах для господ». В конце III в. до н. э. греческий изобретатель и физик Ктезибий Александрийский изобрел водные часы с движущимися фигурками, которые оставались самыми точными часами в мире вплоть до XVII в.
Более чем через 1600 лет, примерно в 1595 г., Леонардо да Винчи спроектировал (и, вероятно, даже построил) механического рыцаря в броне, который, пожалуй, стал первым человекоподобным роботом в истории. Внутри робота да Винчи находился механизм, который приводил искусственного человека в действие с помощью тросов и роликов, создавая иллюзию, что внутри находится настоящий человек. Этот робот мог садиться, вращать руками и двигать головой, при этом анатомически правильно открывая и закрывая рот. Он мог даже имитировать звуки: шел под аккомпанемент автоматических музыкальных инструментов — барабанов. По чертежам художника видно, что все части устройства могли двигаться слаженно: их движения контролировались с помощью механического устройства управления, которое программировалось способом прямого кодирования и располагалось внутри грудной клетки робота, а ноги приводились в действие отдельно с помощью внешней рукоятки, натягивающей трос, связанный с важными звеньями в лодыжке, колене и бедре. Робот да Винчи был одет в доспехи, типичные для Германии и Италии конца XV в. Следует отметить, что в средние века существовало лишь несколько изобретателей, которые для развлечения королевской семьи создавали похожие машины.
В 2005 г. работники факультета биохимической инженерии университета Коннектикута решили воссоздать робота да Винчи. Их проект будет включать в себя технологии XXI в., в том числе «зрительное и слуховое узнавание, голосовые команды, компьютерно-интегрированные механизмы и более развитую структуру тела». У робота также будет вращающаяся шея, чтобы он мог поворачивать голову в сторону движущихся объектов. Воссозданный робот будет иметь две модели управления: одна будет реагировать на компьютерные команды, а другая — на голосовые. Блоки и шестерни да Винчи будут использоваться в сочетании с мышечной моделью для имитации естественных движений человека.
Но насколько это сопоставимо с роботом, существовавшим в Древней Греции? Вполне возможно, что Талое был просто мифической фигурой. Впрочем, гигантский бронзовый человек Крита мог быть и прототипом всех современных роботов.
Б.Хотон "Великие тайны и загадки истории"