Снежные формации
Подведем итог одного зимнего эксперимента 2010 года. За последние несколько лет, зимой, в интернете проходила информация об обнаружении на снежном покрове различных формаций.
Снежная спираль в Латвии
Минувшей зимой мы в Латвии решили провести свое моделирование этого явления.
Основной вопрос заключался в следующем: можно ли самим создать аналогичные формации и, если можно, то при каких оптимальных условиях?
Условия формирования формации были не самые подходящие - после обильного снегопада, наступила незначительная оттепель, после которой опять ударили морозы. Т.е., к нашему сожалению на снежном покрове образовался наст, что существенно усложнило дело.
Инвентарь: веревка длиной 10 м, небольшая метелка (например, автомобильная).
Место моделирования: был выбран двор в одном из микрорайонов Риги с растущими одинокими деревьями. Имелся хороший обзор с высоты 5-го этажа, что позволяло в хорошем ракурсе фотографировать формации, с другой стороны формация была хорошо заметна из окон домов.
Время формирования формации: было выбрано темное время суток, чтобы не пугать и не привлекать внимание жителей микрорайона.
Центром формаций были выбраны одиноко стоящие деревья. Это позволило сформировать центр формаций, привязав веревку к дереву и, таким образом, создать более менее правильный рисунок.
Вид формаций: в качестве рисунка были выбраны спираль Архимеда и логарифмическая спираль.
Проблемы: довольно глубокий слой снега (около 35 см) и относительно твердый наст не позволили легко и без погрешностей сформировать линии формаций и в целом рисунок.
Следует отметить, что теоретически мыслимы три основные формы профиля борозд в снежных формациях.
Методика формирования снежной формации:
1.Заход по нетронутому снегу к дереву (центру формации) надо осуществлять неторопясь, располагая ступни ног параллельно будущим канавкам формации. В случае двух участников эксперимента заход к центру будущей формации осуществляется "след в след".
2.Веревка крепко (иначе может произойти скольжение веревки по стволу дерева!) привязывается к дереву - центру будущей формации на высоте 1 м. Если привязывать выше или ниже, то это создаст дополнительные неудобства для оператора.
3.Далее, в зависимости от задуманной формы формации, оператор начинает движение (по или против часовой стрелки) вокруг ствола дерева, удерживая в натянутом состоянии веревку на высоте ~1 м над поверхностью, и медленно по мере необходимости ее отпуская (стравливая). Движение осуществляется вокруг дерева, по примерной линии формирования будущего рисунка.
4.В качестве внешней границы формации можно выбрать естественные границы или препятствия ( в нашем случае, конец архимедовой спирали пришелся на другое дерево, как бы спрятавшись за ним). А логарифмическая спираль внезапно заканчивалась небольшим кругом. Этим создавалась дополнительная интрига непонятности.
5.Для перемещения в пределах формации нужно использовать первоначальные следы (оставленные при входе на снежное поле) или уже сформированные борозды на снежном покрове, стараясь, по-возможности, не нарушая рисунок.
6.Далее рисунок проходится еще и еще раз (можно уже без веревки) для более четкой его прорисовки. В нашем случае пришлось пройти рисунок по линиям 4 раза.
7.После завершения рисунка, "создатель формации" начинает заметать за собой следы своего творчества, т.е. отходя по линиям рисунка к периферии, оператор должен замести окружающим и нетронутым снегом ранее оставленные им следы и, по-возможности, максимально устранить погрешности в рисунке.
8.Заметим, что в нашем случае лишний снег (выброшенный из канавок) образовал с двух сторон небольшой снежный вал (профиль Nr3), что является характерным признаком при создании таких формаций. Сам вал надо тоже "окультурить" для придания эстетического вида своему рисунку.
9.Рисунок значительно выиграет в качестве, если в ближайшие дни пройдет снег, который скроет погрешности рисунка.
На этом создание рисунка заканчивается. Получен не шедевр, но вполне приличная снежная формация. Моделированием мы показали, что подобные формации при определенном опыте и навыке опыте можно создавать, при этом скрывая следы оператора!
Дальше, если вам интересно понаблюдать за общественной реакцией, информацию можно "слить" в СМИ.:) Интересно, что ~12 часов наши формации игнорировались населением микрорайона, но зато дальше любопытство взяло вверх и формации были просто истоптаны вдоль и поперек. В СМИ мы конечно не обращались, хотя соблазн, честно признаемся был огромный. Решили поберечь нервы наших изрядно издерганных земляков (чего стоит одно падение лжеметеорита). Больше всего, видимо, любопытных удивляло то, что к формациям не вели следы человека и центры формаций совпадали с деревьями.
Результат моделирования
В фотоотчете приведены фотографии наших формаций, и как они менялись по мере таяния снега. Интересно то, что рисунок формации хорошо просматривался даже при почти полном исчезновении снега.
Снега почти нет, а формация еще видна
Заметим также, что на создание двух небольших формаций (диаметром около 20 метров) было затрачено в общей сложности 1 чел/час, что подтверждает тот факт, что создание подобных формаций не является слишком трудоемким делом. И это, заметим, при крайне неблагоприятных условиях, в которых нам пришлось их создавать.
При желании центром формации может выступить помощник оператора. Создание снежных формаций, также как и пиктограммы на злаковых полях, можно считать своего рода разновидностью ландшафтного дизайна. И, как для любого вида искусства, полотно должно отвечать определенным условиям.
Что касается снежных формаций, то с моей точки зрения, оптимальными могут считаться следующие условия:
Фотоотчет
Евгений Сидоров
- ничего подходящего не найдено