Стиляги Третьего рейха
Самые ранние молодежные субкультуры появились во время войны - в 1942 г. "эутиз" в США и "зазу" во Франции. Но в нацистской Германии их предшественники появились еще до войны. Первыми создателями молодежной антимоды были представители немецкой молодежи, отвергавшие нацистскую идеологию и официальный стиль жизни Третьего рейха - "Навахос", "Пираты Эдельвейса", "шлурфы" и "свингюгенд"…
Молодежные субкультуры с 1960-х гг. стали неиссякаемым источником инноваций в моде и любимым творческим источником для дизайнеров. Их стили возникали как антимода, которая спустя какое-то время могла преобразоваться в официальную моду. Антимода - одно из проявлений социальной идентификации, которое выражается в следовании стилю своей группы (идентификации с группой) и отказу от общепринятой моды. Антимода всегда является формой выражения протеста. Примеры антимоды можно найти и а прошлом - от германских ландскнехтов эпохи Возрождения до санкюлотов времен Великой французской революции. Но о XX веке чаще всего антимоду создавали представители молодежных субкультур.
Цель, которую преследовали нацисты своей молодежной политикой - воспитание молодежи, лояльной режиму. Новые члены гитлерюгенда должны были принести присягу на верность фюреру, была разработана церемония торжественного приема в члены гитлерюгенда. В отличие от аналогичных советских детских и молодежных организаций (октябрят, пионеров и комсомола) а нацистской Германии было четкое деление по половому признаку, так как национал-социалисты не признавали никакого равноправия женщин в общественной жизни - им отводили только традиционные роли матери и подруги. Так что главной задачей организации дли девочек до войны было воспитание здоровых будущих матерей "истинных арийцев", а организации для мальчиков должны были "ковать" солдат для вермахта.
Гитлер говорил а 1935 г., на Нюрнбергском съезде партии: То, чего мы ждем от нашей германской молодежи, в корне отличается от того, что ждали люди от молодежи в прошлом. Мы считаем, что германский юноша будущего должен быть стройным и гибким, быстрым, как гончая, прочным, как ремень, и твердым, как крупповская сталь". Поэтому упор делали не только на идеологической "обработке", но я на физическом развитии: спортивной подготовке, а позднее на военной подготовке. Членов гитлерюгенда буквально "истязали" спортивными соревнованиями и походами, "закаляющими" дух и тело. Популярны были спортивные лагеря на открытом воздухе.
Униформа, отдание салюта (нацистское приветствие "Хайль Гитлер"), военизированные парады должны были воспитывать будущих солдат. Нужно отметить, что с этой задачей "Гитлерюгенд" блестяще справился, как, впрочем, и ВЛКСМ. Если в странах антигитлеровской коалиции в войсках ПВО в основном служили женщины, то в Германии, в соответствии с национал-социалистической доктриной четкого разделения ролей полов, женщин в армию почти не допускали, за редким исключением (за серую форму даже в самой Германии их уничижительно называли "серыми мышами"). Поэтому к концу войны во многих частях ПВО служили 15-16-летние подростки из гитлерюгенда, геройски сражавшиеся, например, в боях в ой области.
Члены гитлерюгенда носили униформу - черные шорты, коричневые рубашки и черные галстуки. Обязательными были короткие "армейские" стрижки с залихватски зачесанным пробором. Именно такой образ был ненавистным для тех, кто был против спортивной и военной муштры.
В 1933 г. для девушек из BDM была введена обязательная бесплатная униформа: синяя юбка с поясом, белая блуза, коричневая спортивная куртка, коричневые кожаные башмаки и белые носочки. Черный галстук получали после прохождения "вступительных испытаний". Яркие цвета, украшении, макияж были негласно запрещены.
Также власти в соответствии с установкой "Кровь и почва" пытались внедрить в качества праздничной одежды "трахт" - то есть платье а национальном стиле на основе баварского платья "дирндль". Такие стилизованные "национальные одежды" носили участницы грандиозных театрализованных праздников, которые нацисты любили устраивать на стадионах.
На Нюрнбергский съезд НСДАП в 1938 г, "прибывает много женщин в костюмах их родных мест... Девушки из трудовой повинности идут в своей униформе. За ними следуют студентки в своей новой простой форме, которая состоит из темно-синей куртки и белой блузы. Эта одежда весьма напоминает новые костюмы "Союза немецких девушек", а также руководительниц молодежных ячеек национал-социалистической организации дня женщин. Мелькают девочки в крестьянских костюмах, пара сотен руководительниц молодежных групп, начальницы из трудовой повинности, представительницы женских групп с предприятий (они одеты во что-то вроде сарафана светло-синего цвета и белую блузу".
Власти разделяли молодежь по половому признаку - было не только раздельное обучение в школах, но и практиковался раздельный досуг. Девушки из BDM также занимались спортом, ходили в походы с тяжелыми рюкзаками. Их закаливали физически, чтобы воспитать здоровых матерей солдат Третьего рейха.
Во время войны девушки должны были год отслужить в Имперском трудовом фронте - их привлекали к сельскохозяйственным работам, работе с беженцами, разбору завалов после бомбежек и даже тушению пожаров. Для этого также полагалась униформа.
Среди молодежи появились недовольные спортивной муштрой и военизированным духом официальных молодежных организаций. Первыми были подростки из семей рабочих-коммунистов, убитых и замученных в концлагерях после 1933 г. Они создали "рабочую субкультуру" "Навахос", позднее "Пираты Эдельвейса". Еще до прихода нацистов к власти уличная жизнь в Веймарской Германии была бурной - традиционными стали стычки и драки коммунистов со штурмовиками. Эти "боевые традиции" перешли по наследству детям рабочих, отцы которых стали жертвами нового режима. В 1933 г. на экраны вышел пропагандистский фильм "Квекс из гитлерюгенда", прообразом главного героя которого был реальный 15-летний член гитлерюгенда Герберт Норкус, распространявший в Берлине нацистскую литературу накануне выборов и убитый группой боевиков-коммунистов. В каком-то смысле, субкультура "пиратов" была предшественницей "красных скинхедов".
Как и для советских стиляг, которые появились после XX съезда во время "оттепели", для молодых немцев, недовольных репрессивным режимом, Америка была символом демократии и свободы. Американская джазовая музыка была популярна среди молодежи, не желавшей быть членами гитлерюгенда и солдатами. Тем более, что в Рейнской области' многие традиционно враждебно относились к "пруссакам". Кёльнские "Навахос" появились еще в 1933 г., после 1936 г. стали называть себя "Пиратами Эдельвейса". Они слушали американский джаз, носили клетчатые ковбойки с шейными платками, как американские ковбои, отпускали длинные волосы, украшали одежду значками или аппликациями в виде цветка эдельвейса (не путать со значками дивизии горных стрелков "Эдельвейс"), ходили в походы на природу, пели у костров под гитару. Во время войны путешествовали по Германии, несмотря на запреты. То есть наслаждались "вольной жизнью". Особенностью этих встреч был не только их демонстративно неформальный характер, но и участие девушек. Все немецкие молодежные субкультуры отвергали официальное разделение молодежи по половому признаку. Поэтому пропаганда обличала их как "сексуальных извращенцев" и считала "асоциальными элементами". Девушки из групп "пиратов" носили длинные распущенные волосы (что во время войны также не приветствовалось) и очень короткие юбки - до колена, в то время как юбки у национального "трахта" и у женской униформы были длиной до щиколотки.
С началом войны движение приобрело более выраженное антиправительственное направление. "Пираты" объединялись в группы -кроме традиционных драк с гитлерюгендовцами, они разбрасывали листовки, писали на стенах пешеходных переходов антиправительственные лозунги ("Высшее военное командование .лжет", "Медали за убийства"), помогали укрываться евреям, русским военнопленным и остарбайтерам. Кстати, часто пели под гитару уже русские песни. Многие "пираты" были связаны с уголовниками и спекулянтами черного рынка - устраивали набеги на продовольственные склады и места хранения продуктовых карточек. Поэтому после войны в ФРГ1 о них предпочитали умалчивать, считая их хулиганами и уголовными элементами. Выжившие к моменту падения Третьего рейха "пираты" вели себя столь же вызывающе в послевоенной Западной Германии, выражая свое отношение уже к оккупационным властям.
Летом 1942 г. в Кёльне "пираты" собирались каждый вечер в одном из ресторанчиков на Лейпцигской площади. Сначала было 15 человек, потом их численность увеличилось до 3 тысяч (по сведениям кёльнского гестапо). Всего в Германии было около 5 тысяч "пиратов".
После открытия Второго фронта летом 1944 г. многие "пираты" перешли на нелегальное положение, прячась в развалинах разбомбленных домов, чтобы избежать принудительной эвакуации и участия в оборонных работах. Репрессии против "пиратов" начались уже в декабре 1942 г., когда гестапо арестовало 283 человека - членов 10 групп "пиратов" в Дюссельдорфе, 260 человек (10 групп) в Дуйсбурге, 124 человека (4 группы) в Эссене и 72 человека (4 группы) в Вуппертале. К концу 1944 г. это движение было практически ликвидировано, В сентябре 1944 г. были проведены массовые аресты "пиратов" в Кёльне. 10 ноября 1944 г. без суда публично казнили 13 пиратов. Одному из них, Бартелю Шинку, было только 16 лет. Его друг Жан Юлих, который выжил после пыток и заключения, добился в конце 1990-х гг. признания Бартеля Шинка не уголовником, а борцом с нацистским режимом: "Нам было 15-16 лет, и мы не хотели подчиняться муштре нацистской молодежной организации. Мы протестовали не против большой политики, однако мы руководствовались здравым умом. Правда, в условиях диктатуры от этого до политического сопротивления лишь маленький шаг. Видимо, и гестапо это именно так и понимало, иначе нас не стали бы беспощадно преследовать, сажать в тюрьмы и подвергать пыткам".
В 2004 году на экраны вышел фильм "Пираты Эдельвейса", который Нико и Кики фон Глазофф сняли по воспоминаниям бывшего "пирата" Жана Юлиха. Интересно, что главную роль сыграл петербургский актер Иван Стебунов, а съемки проходили в Петербурге, где на окраине нашли подходящую натуру, похожую на Кёльн военного времени.
Источник: "Интересная газета. Тайны истории" №18 2010 г.
- The X-Files … все тайны эпохи человечества. НовостиThe X-Files … все тайны эпохи человечества. НовостиПотенциальных преступников в детстве не пугают громкие звуки
- The X-Files … все тайны эпохи человечества. НовостиThe X-Files … все тайны эпохи человечества. НовостиВ Израиле нашли сотню древних сосудов
- The X-Files … все тайны эпохи человечества. НовостиThe X-Files … все тайны эпохи человечества. НовостиПолное солнечное затмение
- 7 000 000 000
- Русалки - кто они?