Проблема в том, что наши сигналы однажды могут услышать
Рекордное количество новостей об НЛО за последние два месяца увенчалось прорывом: астрономы будто бы нашли обитаемую планету, а в ООН обнаружился спецкомитет по контактам с пришельцами. "Огонек" задумался о природе таких поисков: зачем мы нужны инопланетянам и зачем они нам?
И целого мира мало
Истерия — а вернее, "уфория" — всего за 2-3 месяца обросла научными аргументами, хотя начиналась как привычная череда дежурных сенсаций. Первые новости сезона поступили, напомним, из Китая. Там за последние четыре месяца НЛО были замечены аж восемь раз. 11 сентября пришлось даже останавливать на целый час работу аэропорта в китайской провинции Внутренняя Монголия, где авиадиспетчеры обратили внимание на беспорядочно передвигавшиеся яркие световые точки. Перекочевав с неба в сюжеты теленовостей, "китайские" НЛО исчезли так же внезапно, как и появились. Но практически сразу появились американские: с начала октября ленты нью-йоркцев в Twitter полнятся удивительными фотографиями неопознанных огней в небе.
Началась цепная реакция. В интернет выплеснулся ворох новостей о летающих тарелках — уже над Россией и Кореей. Подоспели разоблачения: в Вашингтоне на пресс-конференции семь офицеров армии США рассказали о встречах с НЛО в годы холодной войны — мол, раньше держали в секрете. Один из них, капитан Роберт Салас, вспомнил, что в 1967-м на базе ВВС США в штате Монтана при появлении в небе светящегося объекта красного цвета вышли из строя почти все ядерные ракеты. Мало-помалу эти откровения, способные украсить эпизоды фантастических сериалов, стали просачиваться и на страницы серьезных газет: про НЛО, приглядывающие за ядерными ракетами, с большей или меньшей долей обстоятельности написали The Daily Telegraph и The Washington Post.
Все эти новости перебила сенсация: газета The Sunday Times сообщила, что Мазлан Отман, глава Агентства ООН по проблемам космического пространства, готовится стать "межгалактическим" послом. И хотя сама Отман в интервью газете The Guardian информацию опровергла, журналист The Times оказался не так уж далек от истины. Пусть послом пока никого не назначают, но проблемы контактов с инопланетянами обсуждают вовсю. В частности, та же Мазлан Отман нынешней осенью представила на конференции в Лондонском Королевском обществе обстоятельный доклад о роли ООН при обнаружении внеземных цивилизаций.
— Мы ведь не можем исключать возможности встречи с инопланетянами, а она сразу же поставит перед человечеством массу вопросов,— пояснил "Огоньку" Франс фон дер Данк, профессор космического права (есть и такое) в Университете Небраски, также участвовавший в конференции.— Поэтому механизм реагирования нужно продумать заранее. Многие полагают, что именно ООН должна стать той организацией, которая будет выступать от лица всего человечества.
Еще ранее на столь же серьезном уровне проблемы общения с инопланетянами обсуждались на конгрессе Международной академии астронавтики. После двух этих дискуссий темой перестали брезговать даже такие солидные издания, как The Economist.
Светит незнакомая звезда
В разгар "уфории" к общим рассуждениям подключилась церковь. Папский астроном Гай Консолмаджо, работающий в обсерватории Ватикана, на Британском фестивале науки порадовал слушателей заявлением: "Не важно, сколько щупалец у разумного существа, душа у него все равно есть". Господин Консолмаджо уверен, что найти общий язык с инопланетянами людям поможет религия, причем при первом удобном случае астроном из Ватикана предложил обращать внеземные цивилизации в христианство.
Инопланетяне с каждым днем и с каждой газетной строчкой становились реальнее. В конце концов ученые даже нашли их родину. Команда американских астрономов во главе со Стивеном Вогтом заявила, что после 11 лет наблюдений удалось обнаружить гипотетически обитаемую планету. Она удалена от Земли на 20 световых лет, примерно в 3-4 раза тяжелее и вращается вокруг красного карлика Gliese 581.
Представитель ООН Мазлан Отман рассуждает об инопланетных контактах
— Самое главное, что по расчетам эта планета находится в "поясе жизни", то есть на таком расстоянии от материнской звезды, где вода может быть в трех своих фазах: жидкой, твердой и газообразной,— поясняет Александр Зайцев, главный научный сотрудник Института радиотехники и электроники РАН, специалист по космической радиолокации.— А раз есть вода, может быть и жизнь. Кроме того, планета достаточно массивна, чтобы удерживать атмосферу: гравитация в 3-4 раза больше земной — это приемлемо. Ее вполне может переносить живой и чуть коренастый организм.
Аккуратную точку в невероятном открытии поставил австралийский астроном Рагбир Бхатал, один из участников программы по поиску внеземного разума — SETI. Он утверждает, что еще в 2008 году засек лазерный сигнал, исходящий из района звезды Gliese 581. По его мнению, этот сигнал — не что иное, как послание обитателей таинственной планеты.
Понимая сенсационность открытия, научное сообщество попыталось убавить пыл уфологов: мол, сведения о существовании планеты пока не подтверждены, а засекший неопознанный лазерный сигнал астроном Бхатал не предоставил прямых доказательств своих наблюдений.
— Можно сказать, что планета, которую мы окрестили Gliese 581g, скорее существует, чем нет,— пояснил "Огоньку" ведущий астроном Института SETI Сетх Шостак.— Но конечно, всегда остается опасность, что мы неверно истолковали пока не слишком точные данные. Сведения моего коллеги Бхатала тоже неоднозначны: он видел только один сигнал, чего, конечно, недостаточно для доказательства его искусственного происхождения. Возможно, это просто ошибка прибора.
Но кому интересны все эти уточнения? В десятках стран, в том числе и в России, вечерние новостные выпуски уже сообщили: планета найдена, поиски жизни продолжаются.
Поиск неразумных существ
За полвека приливы и отливы информационных волн — то тлеющий, то периодически вспыхивающий интерес к инопланетным пришельцам — привели человечество в состояние постоянного ожидания "контакта". В этом смысле нынешняя волна интереса к пришельцам — одна из самых сильных и хорошо организованных.
— Даже если НЛО и нет, их необходимо было бы выдумать,— объясняет "Огоньку" Вильям Рамси, адъюнкт-профессор философии в Университете Невады.— На самом деле человечеству противопоказана реальность — взгляд на себя как на маленькое племя, живущее на незначительной планете в великом Ничто. Все открытия XX и XXI веков не убедили нас, что мы что-то значим для мироздания. Мысль о том, что нас кто-то посещает и изучает,— один из последних способов поднять самооценку человечества.
Еще коперниковский переворот во взглядах на мироздание лишил ученых ощущения обжитого космоса — с тех пор наука настырно ищет способ освоить дурную бесконечность, в которой оказалось человечество. При этом поиск инопланетян занимал ученые умы во все времена: существование иных миров одинаково допускали и Пифагор, и Декарт. XX век и вовсе посулил скорое избавление от космического одиночества: к примеру, советский астроном Иосиф Шкловский пытался доказать, что Фобос, спутник Марса,— это искусственное сооружение, полое внутри.
Ну, а после того как в 1995-м приборы позволили обнаружить первую планету за пределами Солнечной системы, поиск второй Земли стал делом чести для астрономов. Скоро у Института SETI заработает в полную силу крупнейший комплекс радиотелескопов — "Телескоп Аллена" из 350 антенн, который впервые будет заниматься исключительно поиском инопланетных посланий. А к 2022 году 17 стран построят огромнейший телескоп с решеткой из нескольких тысяч антенн, в 50 раз более чувствительный, чем любой из существующих ныне. Одна из задач нового прибора — "поиск внеземного разума".
Что касается СМИ и огромных масс потребителей печатной и аудиовизуальной продукции, то они приняли идею внеземных цивилизаций гораздо позже научного сообщества, зато сразу с убеждением, что инопланетяне уже прилетели. Массовая охота за НЛО началась после Второй мировой войны, что привлекло, например, внимание классика психоанализа К. Г. Юнга. Он предположил, что "источник подобных слухов — аффективная напряженность, вытекающая из ситуации коллективного отчаяния" и даже назвал светящиеся шары чем-то вроде коллективной "галлюцинации", возникшей у западного обывателя из-за страха перед советской угрозой.
Какие именно угрозы вырисовываются в небе перед современным человеком, однозначно не скажешь. "Но довольно очевидно, что представления об инопланетянах отражают жизнь на земле,— считает Владимир Филатов, заведующий кафедрой современной философии РГГУ.— Например, начиная с Циолковского все советское время перспектива контакта с представителями иных миров рассматривалась только положительно. А вот сейчас инопланетяне — это преимущественно враждебная сила". Получается, что большинство людей сегодня не верят в мирные контакты и диалоги, а наше общество развитого потребления далеко не так гуманно, как кажется.
— Главный вопрос, который поднимается на всех собраниях, посвященных проблеме НЛО,— это безопасно ли выходить на контакт с ними,— рассказал "Огоньку" Ник Поуп, бывший государственный советник и руководитель проекта по исследованию НЛО Минобороны Великобритании.— И большинство специалистов предполагают, что инопланетяне в конечном счете окажутся для нас чем-то вроде того, чем Колумб стал для индейцев.
— Между тем без идеи НЛО в нашем рационализированном мире человеку было бы весьма скучно,— полагает Владимир Филатов.— Американцы обнаружили, что для соответствия современным реалиям людям необходимо проделать "личностную модернизацию", то есть отбросить некие архаичные слои сознания, связанные с верованиями и прочими иррациональными представлениями. Но не все на это способны и не все согласны. Так что увлечение НЛО и уфологией — это еще и своего рода бунт.
Похоже, идея НЛО становится новым мифом — одновременно и грозным, и обнадеживающим, который заменяет человеку в случае необходимости и религию, и веру в прогресс, и представления о конце времен. "Всех нас со школьной скамьи учили запоминать разные факты, но почти никого не учили думать,— уверен Вильям Рамси.— И вот на Земле выросли интеллектуально безответственные существа, которые не разбираются в простейших законах физики, но уверены, что инопланетяне уже среди нас. Самое время задать вопрос: а разумна ли наша цивилизация?"
Правда, чтобы дать окончательный ответ на этот вопрос, все равно придется искать инопланетян: со стороны-то виднее.
Зачем Организации Объединенных Наций специальный Офис по проблемам космоса? На этот непростой вопрос "Огоньку" ответил сотрудник аппарата ООН Дэниел ЛИ.
Расставим точки над i: спецпредставителя ООН по инопланетянам не существует. Даже человека, уполномоченного, как говорят в Америке, снять телефонную трубку, если вдруг в штаб-квартиру организации позвонят из космоса, тоже нет.
Тем не менее специальный Офис по проблемам космоса в ООН имеется. Правда, занимается он прозаическими вещами: например, обновлением списка космических аппаратов, оставшихся на околоземной орбите после окончания срока эксплуатации, а также тех, что ушли от нас в дальний космос. Работа, кстати, немаленькая: за последние 50 лет с Земли было запущено более 3 тысяч спутников, исследовательских зондов и разнообразных посланий к дальним планетам. По закону, ответственность за все, что произойдет с ними, несут страны — члены ООН.
К тому же существует огромное количество вопросов, ответить на которые может только международное сообщество. Должны ли мы продолжать посылать сигналы в космос? Если на них вдруг ответят, кто будет уполномочен вступить в первый контакт? Должны ли мы быть открыты для таких контактов? Насколько это опасно для Земли? Опасны ли для нас микробы с других планет и не несет ли угрозы полученный нами сигнал? Чего именно могут хотеть от нас инопланетяне и что можем дать им мы сами?
Ни на один из этих вопросов пока нет ответа. Скептики уверены, что искать решение проблем, заимствованных из научно-фантастических романов,— пустая трата денег и времени. Но проблема-то в том, что человечество продолжает расширять свои знания о космосе, оно продолжает совершенствовать радиотелескопы, так что посланный нами сигнал однажды вполне может достичь адресата.
Повторюсь, пока это теоретические вопросы. Поэтому сейчас Офис по проблемам космоса помимо мониторинга человеческой активности за пределами Земли лишь готовит рекомендации по международному законодательству в этой области. Тут тоже немалое поле деятельности: пока вся наша деятельность в космосе регулируется пятью международными соглашениями и пятью принципами, принятыми всеми странами, у которых есть свои космические программы.
Например, есть соглашение, регулирующее исследования космического пространства — его ратифицировали 98 государств, в том числе и Россия. Оно запрещает размещение в космосе оружия массового поражения, включая ядерное, организацию на планетах военных баз и объектов. Признается незаконным любое применение силы в космосе.
Есть договоренности, устанавливающие правила освоения планет. Так, ни один космический объект не может стать собственностью одного государства, а люди вправе вести на Луне или Марсе только мирную деятельность. Решено также, что на борту находящегося в космосе корабля действуют законы государства, которому он принадлежит.
Прочие соглашения оговаривают порядок оказания помощи космонавтам, определяют ответственность государств за ущерб, который принадлежащий ему космический аппарат может нанести третьей стороне, включая и частных лиц. Есть договор, обязывающий страны и частных лиц извещать международное сообщество о запуске любого объекта за пределы земной атмосферы.
Несмотря на то что эти договоренности ратифицированы десятками стран, ООН не удалось выработать совместную позицию ни по одному из вопросов, связанных с существованием любых форм жизни за пределами Земли. Так что пока мы не знаем, что делать не только с инопланетянами, но даже с инопланетными микробами. И я сомневаюсь, что об этом удастся договориться в обозримом будущем. Не случайно же соглашение, оговаривающее условия организации международной помощи в случае падения крупного астероида на территорию одного из государств, без движения пылится в одном из подкомитетов ООН с 1999 года. Понимаете, если 192 государства — члена ООН не могут договориться, какие меры нужно принять в связи с изменением климата и куда направить международные миротворческие силы, это значит, что об организации специального Офиса по контактам с инопланетянами человечество говорить в принципе не готово.
Записал Кирилл Белянинов, Нью-Йорк
Журнал «Огонёк» № 42 (5151) от 25.10.2010