Новый огонь сознания
Много веков в трудные минуты люди обращаются к Библии. И, казалось бы, давно ставший архаичным текст священной Книги делается "живым" для ищущего истину. Каждое такое соприкосновение меняет его сознание, поднимая над суетой и обыденностью окружающей жизни. С чем же связано такое удивительное воздействие текста Библии? На этот вопрос отвечает Юлий Анатольевич Шрейдер, доктор философских наук, ведущий - Изучая библейский текст или проповеди, мы узнаем о том, что во времена Христа знания о том, как человек воспринимает происходящие события, уже использовались. Современная наука делает только первые шаги в этом направлении. Это отчетливо понимаешь при изучении символизма религиозных текстов и их воздействия на сознание. Аллегорическими рассказами наполнена вся Библия и особенно Евангелие. Когда ученики спросили - Когда мы читаем притчу, в нас причудливо переплетаются два качества. Это, с одной стороны, заложенное в человеке стремление к свободе выбора, а с другой - жажда веры. Вместе эти качества позволяют нам не столько понять, сколько постичь передающиеся в притчах "живые знания". Смысл'та-кого рассказа двоякий: непосредственный, связанный с описываемой ситуацией, и глубинный, вызывающий измененное состояние рассказ влиял на человека, необходимо оттолкнуться от контекста и по нему, как по мосту, перейти к глубинному смыслу текста.
- Не могли бы Вы пояснить, привести конкретный пример? Вот, например, притча о жертвоприношении Авраама. Мне непонятно, зачем нужна эта бессмысленная жестокость?
- Попробуем разобраться с этой сложной притчей. Аврааму было 100 лет, когда по обещанию Господа Сара, несмотря на преклонные годы, родила сына Исаака. Когда Исаак подрос, Бог приказал Аврааму принести сына во всесожжение. Старец покорился приказу. Вместе с Исааком он поднялся на вершину горы, которую указал ему Бог, построил жертвенник, разложил дрова, связал сына и взял нож, чтобы заколоть его. Но ангел Эта притча показывает пробуждение сознания. Она разрушает чувство правоты тех, кто пытается буквально соблюдать закон. Авраам верил, что должен стать отцом великого народа. Он радуется, когда узнает о том, что у него будет сын. Ведь обещание начинает исполняться: у Сары рождается первенец. Что же означает требование принести в жертву сына? Для расшатывания обыденного сознания человеку необходим эмоциональный Попытка объяснить поступок Авраама с помощью логики приводит к неудаче: мы видим лишь героические страдания отца и жестокость Бога. Возникающие сомнения - это уже начало перехода в новое состояние сознания. Следующим этапом оказывается волевой акт, который заставляет отказаться от критического анализа и прийти к целостному суждению о феномене. Парадокс веры в том, что для ее обретения нужно отказаться от - Нас учили ничего не брать на веру, все проверять опытом, логикой. Становится не по себе от мысли, что надо переступить через этот барьер.
- Постижение веры - одна из древних проблем христианства. В самом начале пути Христос обращался не к фарисеям и книжникам, перегрузившим себя знаниями и не способным поверить в "живое знание", а к простым рыбакам и презираемым мытарям - тем, кого он называет "нищими духом". Информация - это-своеобразный "первородный грех", мешающий образованному человеку достичь ясного сознания, Необычайно емко сказал о необходимости такого волевого поступка Федор Достоевский в романе "Идиот". Аглая Епанчина, говоря об ущербности духовного мира Гани Иволгина, характеризует его одной маленькой фразой: "Он на веру решиться не может".
- Когда слушаешь вас или читаешь научный труд о религии, умом, казалось бы, все понимаешь, а вера все-таки не появляется.
- Да, для современного человека, напичканного "морем" ненужной ему информации, это тяжело. Перейти в состояние самодостаточного суждения можно, только приняв как должное высветленный в притчах парадокс. Однако признать реальность парадокса и вверить себя ему - это совсем разные вещи. Культурный человек способен заинтересоваться учением дзен и признать, что за его суждениями открывается новая для - И все-таки, зачем нужна притча? Можно ли было обойтись в Священном Писании без нее?
- Библейские притчи нужны не для того, чтобы сообщить, а для того, чтобы потрясти. Притча - это "горящая свеча", передающаяся человеку, чтобы зажечь в его сознании новый огонь. И от нашей воли зависит, сможем ли мы принять этот пламень, бережно сохраненный в веках.
М.Бурлешин "Интересная газета. Магия и мистика" №1 2008 г.
научный сотрудник российской лаборатории теоретических и прикладных проблем сознания.
Иисуса: "Для чего ты притчами говоришь им?" - тот ответил: "Потому говорю им притчами, что они видя не видят и слыша не слышат и не разумеют, и сбывается над ними пророчество Исайи".
сознания. Поэтому описания не должны пониматься буквально. Они вмещают "вневещественное" содержание. Притча не аллегорична, а символична. Для того чтобы
помешал Аврааму принести в жертву Исаака.
удар. Таким ударом становится испытание Авраама.
логики здравого смысла, отвергнуть то, что диктуется культурными традициями.
при котором сомнения исчезают и реальность, открывающаяся в тексте Библии, становится самодостаточной.
него реальность. Это требует лишь интеллектуальных усилий. Другое дело - довериться осознанному парадоксу и отказаться для этого от "охранительного скафандра" культурной традиции.
- The X-Files … все тайны эпохи человечества. НовостиThe X-Files … все тайны эпохи человечества. НовостиПотенциальных преступников в детстве не пугают громкие звуки
- The X-Files … все тайны эпохи человечества. НовостиThe X-Files … все тайны эпохи человечества. НовостиВ Израиле нашли сотню древних сосудов
- The X-Files … все тайны эпохи человечества. НовостиThe X-Files … все тайны эпохи человечества. НовостиПолное солнечное затмение
- 7 000 000 000
- Русалки - кто они?