Янтарный клад
Вот так неспешно рождается сенсация. Аккуратно и очень осторожно, смахивая кистью землю, ученые извлекают клад. Невзрачные камушки, на которые мало кто обратил бы внимание, уникальнейшая находка.
Стабфонд, шутят археологи, датируя находку XIII веком, когда Владимир был столицей государства, а стоимость янтаря — очень высока. Еще в Древнем Риме за одно лишь украшение из этого камня давали двух здоровых рабов, а тут — семь с половиной пудов! Пусть и сырца.
В таком роскошном тереме, предполагают историки, жил очень важный человек, состоятельный купец, к примеру, боярин. Олигарх, упрощают строители, которые возводят по соседству дом. Судя по подвалу, подполу, жилье это было огромным: 120 квадратных метров, в центре города, где тогда находился детинец — там восседал князь.
Огромную партию янтаря древнерусский бизнесмен приобрел, видимо, оптом. Для дальнейшей перепродажи, но не успел осуществить свои планы: помешало монголо-татарское нашествие, дом сгорел. За янтарем все эти 800 лет никто не возвращался: сохранились даже бечевки, что опоясывали короба. И черепки.
Посуда с клеймом Рюриковичей, плитка, которой облицовывали пол лишь в храмах, иранский люстр, что применялся для росписи керамических изделий. Такого исключительного открытия, казалось, ничто не предвещало: копают во Владимире давно. Ведь этот город — памятник архитектуры, где по законодательству нельзя ничего строить, не проведя предварительно охранных археологических работ.
Откуда этот янтарь и что хотели сделать со ста двадцатью килограммами полудрагоценного камня, что здесь произошло — пожар или поджог, погиб ли хозяин от стрел кочевников — ответы на эти вопросы с большой степенью достоверности будут получены к зиме через полгода, когда станут известны результаты экспертиз.